Cross menu icon

Под названием Scrum скрывается одна из распространённых методик командной работы, позволяющая быстро и без проблем наладить процессы коммуникации при совместной деятельности. Аналогом методики является сбор спортивной команды перед решающим моментом в игре, когда все игроки максимально мобилизуются и собирают в кулак свои силы. Так и сотрудники компании, работающие в команде, должны получать соответствующий профессиональный опыт, извлекая уроки из различных рабочих ситуаций, заниматься самоорганизацией и налаживанием командных связей, работать над быстрым и качественным решением любых проблем, а также анализировать как провалы, так и видимые успехи, чтобы впоследствии повторять положительный опыт и избегать неудач.

Чаще всего методика используется в составе коллективов, занимающихся профессиональной разработкой программного обеспечения и мобильных приложений, но практика показывает, что использование методики Scrum возможно при любом формате и виде деятельности. Именно в этой многофункциональности и заключается популярность метода. Нередко методика Scrum используется и представляется в виде легко трансформируемой под конкретные цели платформы управления работой над проектами Agile. Участники рабочего коллектива, использующего в профессиональной деятельности Scrum-методы, регулярно посещают рабочие встречи, применяют в работе специальные инструменты и занимают в коллективе роли, максимально подходящие под особенности их характера и уровня профессиональной подготовки. Расскажем в нашем обзоре о том, что из себя представляет методика Scrum в своём классическом виде.

Особенности платформы и отличие от Agile

Понятие Scrum в практической работе и применении методики часто путают с Agile. Дело в том, что здесь налицо сходство понятийных аппаратов, которое в итоге и вызывает путаницу. В обеих понятиях всё строится вокруг постоянного и качественного самосовершенствования, а разница в итоге состоит в том, что Agile — это образ командного мышления при совместной работе, а Scrum — конкретная методика совместной работы. Перейти в работе на Agile достаточно сложно, так как должен поменяться ценностный аппарат каждого участника командной работы и принципы подхода к своему привычному делу. А вот использование конкретной методики Scrum позволит быстро начать в работе применять основные принципы Scrum в работе и общении с заказчиками, а также направить мышление участников команды в нужное для продуктивной работы русло.

Особенности работы методики являются эвристическими. В основе её работы находится постоянное обучение и адаптация к постоянно меняющимся факторам внешней среды. Основа работы в том, что по определениям методики специалисты внутри команды на старте проекта не обладают всеми необходимыми для работы и выполнения задач профессиональными навыками и знаниями, поэтому часть из них приобретается непосредственно в ходе работы. Такие приобретённые знания могут быть как положительными, так и отрицательными в плане практического опыта. Структура методики предполагает наличие свободы действий сотрудников, работающих над проектом, как раз для получения необходимого профессионального опыта. В рабочем процессе регулярно меняются приоритеты в зависимости от текущей ситуации и предусмотрено разбитие всего проекта на отдельные короткие этапы, чтобы результаты было проще отсекать и контролировать. Эти факторы способствуют быстрому развитию в сотрудниках многозадачности, возможности самостоятельной работы и совершенствованию в плане профессиональных навыков.

Основные артефакты (составные части) методики Scrum

Артефактами тут называются создаваемые при работе инструменты для решения рабочих задач командой разработчиков или иных специалистов. При работе по методике есть 3 основные группы рабочих задач, про которые расскажем ниже:

  1. Продуктовый бэклог. Это основной список поставленных перед командой задач, которые обязательно должны быть выполнены для достижения результата. Ведёт бэклог проджект-менеджер или непосредственно владелец проекта. Фактически, в бэклог могут включаться различные требования и нововведения, обновления и переделки, связанные с продуктом. Поэтому бэклог в общем-то является списком задач команды, работающей по методике Scrum. Проджект-менеджер или оунер продукта регулярно проверяет бэклог, добавляя в него новые пункты и исключая уже выполненные задачи. Актуальность бэклога должна поддерживаться на постоянной основе, чтобы готовый интернет-сайт или иной программный продукт полностью соответствовал всем текущим требованиям рынка и общества.
  2. Спринтовый бэклог. Это конкретный список задач по работе на конкретном этапе реализации проекта или исправленных на текущем этапе багов, которые сформируют в итоге итоговую рабочую версию продукта. Перед каждым отдельным этапом (спринтом) проводится общая встреча команды, на которой расставляются приоритеты в плане реализации задач и раздаются конкретные задачи каждому сотруднику. Отличие от общего бэклога в том, что в рамках бэклога спринта быстрее меняются приоритете, если есть необходимость. Однако, конечной целью всех рабочих бэклогов отдельных спринтов является реализация общего проекта с учётом ТЗ и требований заказчика, поэтому все фактические задачи должны решаться в срок.
  3. Цель скрипта (или инкремент) — готовый на момент завершения отдельного этапа разработки или работы продукт. Для того, чтобы обсудить итоги спринта, команда также собирается на общее собрание, на котором подводятся итоги выполнения задач и сложности или инсайты, появившиеся в ходе работы. На самом деле понятие «инкремент» практически не встречается в современной практике работы коллективов по методике Scrum, так как является слишком сложным заимствованием. Его в разных компаниях называют по-разному: контрольной точкой, чекпойнтом, целью спринта или точкой эпика. Итоги спринта могут быть разными: от конкретного этапа реализации проекта или выполнения определённой части работы до полной сдачи проекта под ключ и последующего внесения в него доработок после найденных багов или по необходимости по согласованию с представителем заказчика.
    В качестве примера можно привести серверную разработку, когда фактический результат должен быть сдан заказчику, к примеру, через год. Тогда нет смысла каждый раз после завершения внутрикомандного спринта с подведением итогов сдавать результаты заказчику, так как ему хватит общей отчётности по проекту и его фактического завершения в установленные сроки.

Методика Scrum является отличным вариантом для современных условий работы команд разработки, когда большая часть сотрудников, как правило, работают на фрилансе или полной удалёнке, поэтому внедрение этого метода позволит сплотить команду и сделать её работу более простой, качественной и понятной для себя и заказчика. Обращайтесь в наш сервис, поможем вам реализовать проект любой сложности с использованием методики Scrum, которая позволит нам быть максимально продуктивными при минимальных затратах времени, сил и финансов.